Учетная политика Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу

1. Организация бухгалтерского учета

1.1. Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Центрсибнедра) является администратором доходов, получателем бюджетных средств. Бухгалтерский учет в Центрсибнедра ведется отделом бухгалтерского учета и отчетности. Начальник и сотрудники отдела бухгалтерского учета и отчетности руководствуются в своей деятельности положением об отделе. Распределение обязанностей между сотрудниками отдела бухгалтерского учета и отчетности осуществляются в соответствии с должностными регламентами государственных гражданских служащих, утвержденных в установленном порядке.

1.2. Бухгалтерский учет в Центрсибнедра осуществляется в соответствии с:

– Бюджетным кодексом Российской Федерации;

– Налоговым кодексом Российской Федерации;

– Федеральным законом от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Приказ № 402-ФЗ);

– Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных Академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" с учетом изменений и дополнений (далее - Инструкция N 157н);

– Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" с учетом изменений и дополнений (далее - Инструкция N 162н);

– Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" с учетом изменений и дополнений;

– Приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – приказ № 209н);

– Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее - Приказ N 52н);

– Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Приказ N 49);

– Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У);

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее Постановление № 834);

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее Постановление № 447);

–- Федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина России от 31 декабря 2016 № 256н, № 257н, № 258н, № 259н, № 260н (далее – соответственно Стандарт «Концептуальные основы бухучета и отчетности», Стандарт «Основные средства», Стандарт «Аренда», Стандарт «Обесценение активов», Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

В части исполнения полномочий получателя бюджетных средств Центрсибнедра ведет учет в соответствии с приказом Минфина от 06.12.2010 №162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 162н).

– иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы бюджетного учета.

1.3. Учетная политика реализуется через применение Инструкции № 157н.

1.4. Порядок отражения операций по исполнению бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджета осуществляется в соответствии Инструкцией № 162н.

1.5. Отдел бухгалтерского учета и отчетности ведет налоговый учет и составляет налоговую отчетность в объеме и по формам, установленным Федеральной налоговой службой, в случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на него возложены обязанности налогоплательщика или налогового агента.

1.6. Все хозяйственные и бухгалтерские операции оформляются первичными документами, указанными в графике бухгалтерского документооборота Центрсибнедра.

1.7. Бухгалтерский учет автоматизирован с использованием программных продуктов: «1С: Предприятие.8», 1С «Зарплата и кадры бюджетного учреждения». С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи отдел бухгалтерского учета и отчетности Центрсибнедра осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:

– система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства;

– электронный бюджет, смета, планирование;

– передача бухгалтерской отчетности УФК, Роснедра;

– передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы;

– передача отчетности в отделение Пенсионного фонда;

– Росимущество, МВ-портал, Росреестр.

При внесении изменений в учетную политику главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и движение его денежных средств на основе своего профессионального суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках.

Основание: пункты 17, 20, 32 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера.

Учреждение публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте путем размещения обобщенной информации, которая содержит основные положения (перечень основных способов ведения учета – особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов.

1.8. Событием после отчетной даты признается существенный факт хозяйственной жизни, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имел место быть в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год. Датой подписания отчетности считается фактическая дата ее подписания руководителем учреждения.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности учреждения. Существенность события после отчетной даты учреждение определяет самостоятельно, исходя из установленных требований к отчетности.

К событиям после отчетной даты относятся:

– события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность;

– события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность.

Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в учете и отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для учреждения. При наступлении события после отчетной даты, подтверждающего существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность, в учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие. Одновременно в учете этого же периода производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в учете. В отчетном периоде события после отчетной даты отражаются в регистрах синтетического и аналитического учета учреждения заключительными оборотами до даты подписания годовой отчетности в установленном порядке.

Данные учета отражаются в соответствующих формах отчетности учреждения с учетом событий после отчетной даты.

Информация об отражении в отчетном периоде события после отчетной даты раскрывается учреждением в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

При наступлении события после отчетной даты, свидетельствующего о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, в учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие. При этом в отчетном периоде никакие записи в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не производятся.

Событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

Информация, раскрываемая в текстовой части Пояснительной записки должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то учреждение должно указать на это.

События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых Департамент вел свою деятельность:

– получение свидетельства о получении (прекращении) права на имущество, в случае когда документы на регистрацию были поданы в отчетном году, а свидетельство получено в следующем;

– ликвидация дебитора (кредитора), объявление его банкротом, что влечет последующее списание дебиторской (кредиторской) задолженности;

– признание неплатежеспособным физического лица, являющегося дебитором учреждения, или его смерть;

– признание факта смерти физического лица, перед которым учреждение имеет кредиторскую задолженность;

– получение от страховой организации документов, устанавливающих или уточняющих размер страхового возмещения, по страховому случаю, произошедшему в отчетном периоде;

– обнаружение бухгалтерской ошибки, нарушений законодательства, которые влекут искажение отчетности;

– возникновение обязательств или денежных прав, связанных с завершением судебного производства.

События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых Департамент ведет свою деятельность:

– изменение кадастровой стоимости нефинансовых активов;

– поступление и выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации перед годовой отчетностью;

– пожар, авария, стихийное бедствие, другая чрезвычайная ситуация, из-за которой уничтожена значительная часть имущества учреждения;

– начало судебного производства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетной даты.

1.9. Первичные учетные документы принимаются к учету датой поступления в отдел бухгалтерского учета и отчетности.

1.10. Журналы операций ведутся в соответствии с перечнем регистров бухучета получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета. Журналы операций, ведение которых осуществляют и подписывают главный бухгалтер и бухгалтер, составившим журнал операций приведен ниже:

– Журнал операций по счету "Касса",

– Журнал операций расчетов с подотчетными лицами,

– Журнал операций с безналичными денежными средствами,

– Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками,

– Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов,

– Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям,

– Журнал операций по прочим операциям,

– Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам.

2. В Центрсибнедра на постоянной основе создаются следующие комиссии:

– комиссия по поступлению и выбытию активов;

– инвентаризационная комиссия;

– комиссия для проведения внезапной ревизии кассы;

– комиссии для списания бланков строгой отчетности;

– комиссия, осуществляющая внутренний финансовый контроль.

3. Порядок учета и выдачи денежных средств и денежных документов под отчет и оформления их расходования

3.1. Учет денежных средств в кассе производить в соответствии с Указанием № 3210-У.

3.2. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом начальника Центрсибнедра.

3.3. Контроль за выдачей денежных средств и денежных документов возложить на лицо, выполняющие обязанности кассира. Кассир под роспись ознакомлен с Указанием № 3210-У.

3.4. Денежные средства выдаются под отчет на основании заявления или рапорта, согласованного с начальником. Выдача денежных средств под отчет производится путем:

• выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм сотрудникам (служащим) производятся в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;

• перечисления на банковскую карту материально ответственного лица.

3.5. Выдача средств под отчет производится штатным сотрудникам, не имеющим задолженности за ранее полученные суммы, по которым наступил срок представления авансового отчета.

3.6. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на командировки) не может превышать 100 000 (сто тысяч) рублей.

Основание: пункт 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

3.7. Денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды на срок, который сотрудник указал в заявлении на выдачу денежных средств под отчет, но не более 45 (сорока пяти) дней. По истечении этого срока сотрудник должен отчитаться в течение трех рабочих дней.

3.8. При направлении сотрудников (служащих) Департамента в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 № 729. Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный Правительством РФ, производится при наличии экономии бюджетных средств по фактическим расходам с разрешения руководителя Департамента.

Основание: пункты 2, 3 постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 № 729; пункт 36 Указа Президента РФ от 18 июля 2005 № 813.

Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов приведен в приложении 8.

3.9. По возвращении из командировки сотрудник (служащий) представляет авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

Основание: пункт 35 Указа Президента РФ от 18 июля 2005 № 813; пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 № 749.

3.10. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:

– в течение 10 календарных дней с момента получения;

– в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.

Доверенности выдаются штатным сотрудникам (служащим), с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи

Право подписи первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни имеют лица в соответствии с карточкой образцов подписей, заверенной нотариально и зарегистрированной в Управлении федерального казначейства.

5. Бланки строгой отчетности и правила их учета

5.1. Учет бланков строгой отчетности ведется в соответствии с перечнем бланков строгой отчетности.

В деятельности Департамента используются следующие бланки строгой отчетности:

– бланки трудовых книжек и вкладышей к ним;

Учет бланков строгой отчетности вести на забалансовом счете 03 по оценке 1 бланк – 1 рубль.

Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

6. Учет нефинансовых активов

6.1. Основные средства

Департамент учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, а также штампы, печати и инвентарь. Перечень объектов, которые относятся к группе «Производственный и хозяйственный инвентарь», приведен в приложении 6.

Каждому объекту недвижимого, а также движимого имущества стоимостью свыше 10 000 руб. присваивается уникальный инвентарный номер, состоящий из десяти знаков.

Основание: пункт 9 Стандарта «Основные средства», пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером. В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.

Начисление амортизации основных средств в бюджетном учете производится линейным способом в соответствии со сроками полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н).

При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

Основание: пункт 41 Стандарта «Основные средства».

Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию в соответствии с пунктом 35 Стандарта «Основные средства» № 257н. Состав комиссии по поступлению и выбытию активов установлен в приложении 1 настоящей Учетной политики.

Основные средства стоимостью до 10 000 включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на одноименном забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.

Основание: пункт 39 Стандарта «Основные средства», пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

6.2 Материальные запасы

Департамент учитывает в составе материальных запасов материальные объекты, указанные в пунктах 99–101 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, а также производственный и хозяйственный инвентарь.

Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Нормы на расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) разрабатываются ответственным за автотранспорт и утверждаются приказом начальника Департамента.

ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм, установленных приказом начальника Департамента.

Учитывать антифриз (тосол), так как это охлаждающая жидкость на счете 1.105.36.000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, лекарственных препаратов, запасных частей и хозяйственных материалов оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных запасов.

Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» ведется в условной оценке 1 руб. за 1 шт. запасных частей и других комплектующих, которые могут быть использованы на других автомобилях (нетипизированные запчасти и комплектующие), такие как:

• автомобильные шины;

• колесные диски;

• аккумуляторы;

• карбюраторы;

Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально-ответственных лиц.

Поступление на счет 09 отражается: – при установке (передаче материально-ответственному лицу) соответствующих запчастей после списания со счета КБК 1.105.36.000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;

– при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с документальной передачей остатков забалансового счета 09.

При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений запасных частей, учитываемых передающей стороной на счете 09, но не подлежащих учету на указанном счете в соответствии с настоящей учетной политикой, оприходование запчастей на счет 09 не производится.

Внутреннее перемещение по счету отражается:

– при передаче на другой автомобиль;

– при передаче другому материально-ответственному лицу вместе с автомобилем.

Выбытие со счета 09 отражается:

– при списании автомобиля по установленным основаниям;

– при установке новых запчастей взамен не пригодных к эксплуатации.

Основание: пункты 349–350 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.7.12. Аналитический учет по централизованным поставкам по счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» ведется в карточках учета средств и расчетов.

7. Учет расчетов по заработной плате

Установить выдачу заработной платы за первую половину месяца за фактически отработанное время, за вторую половину месяца за фактически отработанное время.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном штате Центрсибнедра, производится на основании заключенных договоров на оказание услуг по расходному кассовому ордеру при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или на расчетный счет указанный в договоре.

Сроки выплаты заработной платы установлены 8 и 23 числа каждого календарного месяца.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.

Начисления пособий по уходу за ребенком до 3-х лет отражаются в Журнале по прочим операциям.

Ответственные за ведение табеля назначаются отдельным приказом Центрсибнедра.

8. Порядок осуществления полномочий администратора доходов

Учреждение администрирует поступления в бюджет на счете 1.210.02.000 по правилам, установленным главным администратором доходов бюджета.

Операции по неналоговым доходам (возмещение доходов от трудовых книжек, вкладышей к ним, поступление средств по возмещению дебиторской задолженности прошлых лет) отражаются в бюджетном учете (с приложением копий документов по перечислению денежных средств в доход федерального бюджета).

Излишне полученные от плательщиков средства возвращаются на основании заявления плательщика.

9. Расходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов

Расходы, начисленные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам подлежат отнесению на счете 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

В составе расходов будущих периодов на счете КБК 1.401.50.000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы:

• по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

• по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Центрсибнедра создает резерв на предстоящую оплату:

- Отпусков за фактически отработанное время, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников Центрсибнедра, с отражением на счете 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов по выплате отпусков, включая страховые взносы».

Расчет суммы предстоящих расходов осуществляется на 31 декабря на основе данных о неиспользованных отпусках за прошлые года. Данные о количестве неиспользованных дней отпусков сотрудников Центрсибнедра представляет ежегодно отдел правового и кадрового обеспечения Центрсибнедра.

Сумма определяется, как средняя заработная плата по всем сотрудникам Департамента в целом умноженная на общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (год), в соответствии с письмом Минфина России от 30.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами».